Китай и Белоруссия – столкновение стратегий

Новый 2018 год стал настоящим бедствием для криптовалюты. Тут все было и ожидаемо, и внезапно одновременно. Конечно же, беспрецедентный рост накануне рождественских праздников не оставлял участникам рынка и тени сомнения относительно неминуемой коррекции, которая, по всем подсчетам, должна была составить, ну, никак не меньше 25-30% от достигнутого апогея. Естественно, что весь мир следил, главным образом, за рекордами главной, лидирующей криптовалюты – Биткоина. И это совершенно не было ошибкой, потому что рынок послушно и синхронно повторял все движения тренда «битка».

Вначале все так и было: планомерное снижение с $20000 до $13000 за монетку, далее коррекция от коррекции и снова легкое падение. В общем, скорей, это можно было назвать «слегка волнительным» боковым движением, которое поддавалось скорей техническому анализу, нежели свидетельствовало об отражении на рынке каких-либо проблем с виртуальными деньгами.

Но на этом спокойная вода на рынке закончилась. Причём резко, внезапно и по всем направлениям. Начался шторм, да такой, который Биткоин ещё не имел возможности лицезреть в течении всего периода своего существования. Неправильно было бы говорить, что в настоящий момент все уже кончено и начался период конструктивного восстановления утраченных позиций. Однако, что ясно абсолютно точно, так это факт начала перераспределения инфраструктурных центров криптовалюты в масштабах всей планеты.

Изначально по отношению к криптовалютным сетям все страны разделились на:

  • безусловно поддерживающих идею и практику (Скандинавия, Япония);
  • поддерживающие инфраструктуру, но в официальной риторике порицающие (Китай, некоторые страны ЕС);
  • сохраняющие нейтралитет в оценках (Россия, США);
  • сторонников реакционного запрета (Индонезия, Вьетнам, Киргизия).

Но особенностью виртуальных денег является тот факт, что они, как газ занимает весь предоставленный ему объём, так и криптовалюты стремятся проникнуть во все уголки доступного экономического пространства. Такая тенденция вовсе не является искусственной. Просто людям выгодно иметь дело с Биткоином даже в том случае, если они проживают в юрисдикциях, формально криптовалюты и запрещающих.

Иными словами, пользуются все, но в некоторых государствах за «биток» «бьют по рукам». Понятно, что инфраструктура, скорей, будет развиваться там, где создаются более благоприятные условия. И вот именно кардинальные изменения этих условий и начались во второй декаде января. А это, в свою очередь, повлечет изменение мировой распределенной архитектуры и определение, кто здесь будет задающим тенденции развития субъектом, а кто надолго станет пассивным потребителем.

Китайский ход конём

15.01.2018 г. китайское правительство обнародовало планы по ограничению хождения криптовалют под своей юрисдикцией. Это выражалось в следующем:

  1. Предполагалось ограничить (читай – запретить) доступ граждан к интернет-ресурсам, прямо или косвенно связанных с криптовалютной тематикой. Благо, опыт организации великой китайской интернет-стены у этой державы имеется – доступа к таким ресурсам, как Facebook и Twitter в Китае у пользователей нет.
  2. Чиновникам на местах были разосланы (по данным агентства Bloomberg) инструкции по пресечению деятельности конвертационных узлов (читай – криптовалютных бирж). Обещали не трогать только частный обмен между своими гражданами по принципу p2p без использования посреднических структур, коими являются бирди и виртуальные обменники.
  3. Майнинговая деятельность лишается всех рыночных привилегий и должна осуществляться на общих основаниях, с соблюдением требований закона об экономии электроэнергии, генерированию шума и соблюдения позиций природоохранных законов. Кроме того, налоговые каникулы (если таковые имели место быть) для данного вида бизнеса окончены.

Как бы на это сказал персонаж М.А.Булгакова: «Довольно обидны Ваши слова, профессор!». Вообще, тянет выразиться покрепче.

Ничто так не роняет тягу к жизни как чужая всесильная и непререкаемая глупость

Дело в том, что именно Китай все время существования Биткоина был той самой площадкой, на которой в большей своей части развивалась инфраструктура этой криптовалюты (а в дальнейшем и не только этой). Подтверждение этого тезиса довольно объективно: 75% общего хэшрейта «битка» приходится лишь на 5 крупнейших пулов, 4, а иногда и все 5 из которых, территориально расположены на территории КНР.

Криптовалюта в Китае

Именно в Китае получили свое развитие крупнейшие криптовалютные биржи:

  • OKCoin
  • Huobi
  • Bitfinex
  • BTCChina

Именно китайские международные торговцы так облюбовали криптовалюты, как средства платежа, потому что они давали несравненное преимущество как по скорости совершения экспортно-импортных операций, так и по свободе маневра при выборе дальнейшего направления для инвестирования.

И вот теперь всего этого Китай намеренно и осознанно себя лишает:

Правительство Китая намерено полностью поставить на контроль торговлю криптовалютами и заблокировать трейдерам доступ к иностранным ресурсам, предлагающим услуги в этой сфере, а также запретить участие в ICO. Эту информацию сообщило издание Financial News, связанное с Центральным банком страны

Безусловно, у такого радикального решения есть свои предпосылки:

  • Криптовалюта трансгранична, а потому она абсолютно нечувствительна к каким-либо норма, регулирующим экспорт капитала. Фактически, это большой пролом в заборе, в который доморощенные резиденты в любой момент могут «ломануться» со своими капиталами. Например, туда, где инвестиционные условия лучше.
  • Криптовалюты обезличены. Если пользователь самостоятельно не верифицирует свой кошелёк или аккаунт на криптовалютной бирже, то никто и никогда не сможет связать этот аккаунт с личностью пользователя. Формулировки платежей тоже не требуются, а значит, пользователь получает полнейшую свободу в оплатах (как при выборе, кому, так и при определении, за что). Главная неприятность для государства здесь – массовое появление у граждан возможностей по сокрытию доходов, а также упрощение инфраструктуры для реализации коррупционных проявлений.

Наличные деньги, конечно, тоже обезличены (именно поэтому в развитых постиндустриальных странах с ними и борются), но криптовалюта гораздо более компактна. Что есть миллион долларов наличными? Чемодан, весом от 14 до 16 кг. А что есть BTC 100? Да хоть BTC 10 000 – все влезет на аппаратный кошелёк, размером в флеш-карту.

Но с другой стороны, экономика Китая ориентирована на экспорт. Именно международная торговля делает Китая гегемоном в мире. И тот же Биткоин очень сильно упрощал жизнь многомиллионному сообществу внешнеторговых коммерсантов.

  • Для прохождения внешнеторгового платежа в «крипте» не требуется составление и одобрение паспорта сделки.
  • Срок прохождения платежей гораздо меньше, чем в классической банковской системе.

Да, торговцы склонны делать «заначки», не в полной мере отражая экспортную выручку, в чём им сильно помогает Биткоин. Но если честно, то при наличии желания всё равно же ведь убегут…

Китай и криптовалюта

Белорусский манёвр

Мало кто ожидал от сурового руководителя союзного России государства таких полит-экономических ходов. Но вот 21.12.2017 г. был издан Декрет №8, суть которого состоит в полнейшей либерализации криптовалют на территории Республики Беларусь. Теперь с виртуальными монетами можно осуществлять следующие действия:

  • Владеть, передавать, получать, сберегать, коллекционировать, оставлять в наследство.
  • Использовать в качестве платёжных средств при осуществлении международной торговли.
  • Полностью разрешён, легализован и желанен майнинг.

Единственное, чего не рекомендуется делать на территории РБ – это использовать «крипту» для расчётов вместо денег между резидентами страны.

Если честно, не совсем понятно, как монетарные власти собираются определять, где имеет место перечисление Биткоинов для целей формирования сбережений, а где – наглый расчёт Биткоинами местного председателя колхоза за покупку очередного трактора МТЗ (благо, ценником в Биткоинах последний уже обзавелся)

На самом деле, событие это ужасно приятно! Ведь это означает, что на просторах бывшего СССР появился подлинный оазис либерализма и демократии! (потому что подлинная власть народа – это не когда люди на выборы ходят, а когда власти создают условия, при которых кошельки граждан не зависят от действий этих самых властей).
Криптовалюта в Беларуси

И на фоне расписанного выше криптовалютного зажима в странах АТР либерализм в Белоруссии выглядит крайне приятным балансиром. И главным образом, для самой РБ:

  1. Белоруссия входит в единое экономическое пространство с Казахстаном и Россией, называемое Таможенным союзом. Внутри этого пространства товары и капиталы перемещаются беспошлинно и без ограничений на экспорт капиталов. В обществе всегда существуют богатые граждане, которые по тем или иным причинам желают свои активы срыть. Прежде всего, от властей. Криптовалюта (в связи с основной своей характеристикой – обезличенностью) в полной мере позволяет им это сделать. Главным условием здесь становится наличие административной территории, где процесс конвертации не был бы наказан уголовно. И вот этот оазис появился. Как вы думаете, сколько капиталов (из РФ и Казахстана) хлынет в РБ, спасаясь от не всегда правомерного преследования? (очень неприятно предполагать, но много). Это крайне интересный метод исправления платежного баланса державы в свою пользу.
  2. Что РФ, что Казахстан напрямую не запрещают хождение криптовалют, но на официальном уровне в качестве платежного средства их не признают. Причины – те же, что и у Китая – опасения на тему повального бегства капитала. Но если нельзя убежать из РФ, отсюда можно легально мигрировать в РБ. А уж оттуда… Иными словами, экспортеры мелкие и средней руки станут отправлять свои товары не напрямую в дальнее зарубежье, а в Белоруссию. Раз эта территория заграницей не считается, то и экспортный контракт открывать не нужно, а значит, нет и валютного контроля. А вот с территории РБ уже можно продавать куда угодно и уже за те же Биткоины! Это уже способ, как поправить торговый баланс. Но тоже интересный.
  3. И наконец, майнинг. Это самая соль всей криптовалютной инфраструктуры. Именно на вычислительных мощностях множества майнеров осуществляется как добыча новых значений виртуальных монет, так и сбор подтверждения состояния блоков при проведении транзакций. Китай своих майнеров собирается «прижать», а вот Александр Григорьевич, наоборот – дает им зеленую улицу. Если политика белорусского руководства в этом вопросе не претерпит изменений, то в РБ обязательно придут инвестиции, мигрирующие из той же Поднебесной (а даже один солидный майнинговый пул – это десятки миллионов долларов вложений).

Даже если перечисленные выше последствия будут реализованы лишь частично и не «в полную силу», РБ получит хорошую добавку в свой государственный бюджет, а бонусом – репутацию либерального экономического пространства.

Резюме

Кто-то теряет, а кто-то находит. Это как раз про нашу ситуацию. И совершенно очевидно, что нашедшей бонусы и дополнительные выгоды стала Республика Беларусь. Но вот совершенно неожиданным образом «потерпевшим» готовится стать Китай… Куда же делать знаменитая восточная мудрость?

Криптовалютный биржевой курс отыграл негатив из Поднебесной, рухнув на треть. Но уникальные свойства виртуальных денег никуда не делись, а это значит, что «крипта» отрастёт вновь, как уже не раз бывало (и тоже, заметьте, из-за действий китайского правительства). А вот теперь вопрос: как вы думаете, куда направится криптовалютный инвестор, даже если политика Китая по отношению к майнерам улучшится? Обратно на Родину (где их еще раз могут «шваркнуть») или попытать счастья в таком экзотическом краю, как Белоруссия (которая просто не может разбрасываться потенциальными поступлениями в казну и инвесторами тоже)?

Вот этот эффект и имеется в виду, когда обсуждается потенциальная миграция криптовалютной инфраструктуры.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Cripto24
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: